В прошедшие выходные над Томью разлилась чистая и хрустальная мелодия. Она шла из «Томской писаницы», в которой выступали 17 православных звонарей. О том, как прошел фестиваль «Звоны над Томью», расскажет корреспондент «Комсомольской правды».
Цепь, педаль и язычки
На малую звонницу поднимается звонарь в черном облачении. Раздается звон. В правой руке монах держит веревки, ведущие к язычкам двух самых маленьких колоколов. Левая кисть изящно нажимает на натянутые веревочки, которые управляют тремя средними. А вот с самым большим колоколом особый случай - к его язычку направляется металлическая цепь. И чтобы заставить эту конструкцию звучать, мужчина нажимает ногой на педаль.
Фото: музей-заповедник «Томская писаница»
Эта штука кажется слишком уж замысловатой. Но до чего же легкие и свободные движения у звонаря! При этом лицо серьезное и сосредоточенное, взгляд направлен как бы в одну точку. А прямо по тропинке из леса к нам направляется красочная колонна. Кажется, колокол призвал все семьсот казаков, которые сегодня приехали в «Томскую писаницу». Желтый, синий, зеленый - их наряды переливаются самыми сочными цветами. Шествующие образуют полукруг возле храма-часовни, колокольня затихает, православные снимают шапки - звучит молебен.
Звонкий заповедник
- Смотрите на реку! - доносится голос.
Толпа ринулась к ограждению. По реке идет катер, и с него вроде бы раздается звон. Он становится все отчетливее. И тут колокола ударили совсем рядом. И так громко! Да там же колокольня прямо на катере! Музыка бойко разлилась по всей реке и унеслась вдаль.
Фото: музей-заповедник «Томская писаница»
Вновь заиграла малая звонница. А вместе с ней дуэтом запела колокольня на вершине храма-часовни. Рядом со мной стоит женщина и двигает рукой из стороны в сторону. Перевожу взгляд на исполнителя - он не отводит от моей соседки глаз. Так это же дирижер, догадываюсь! Она-то и руководит дуэтом. Видимо, другой звонарь тоже наблюдает за ней. Громко, торжественно, ритмично - кажется, вся «Томская писаница» запела.
Мелодия незаметно стихает. Тут на сцену выскакивают казаки - с бубнами, балалайками, баяном - и начинают петь. Веселье мигом захватило заповедник.
- Ай, до чего же любо мне…
- Любо! Любо! - подхватывают казаки у сцены.
- Ух, какие атаманы! - шепчет женщина рядом.
А гости фестиваля уже пошли в пляс - две девчонки кружатся под ручку, дедушка в квадратных очках и ковбойской шляпе подпевает и хлопает в ладоши, а мальчишка лет пяти танцует вприсядку - неуклюже, но зато очень задорно.
Фото: музей-заповедник «Томская писаница»
Двадцать килограммов усилий
Гостей приглашают на мастер-класс по игре на колоколах. И на звонницу тут же поднимается первая желающая - девушка в платочке. В правую руку ей вручают веревки, а для левой - другое задание: нужно будет нажимать на натянутые канаты. Ученица начинает игру - ох, как же громко и резко лязгнул инструмент. Да, свободного и легкого звука добиться не так уж легко!
- Прямо связь с космосом! - восклицает исполнительница и спускается на землю.
Поднимаюсь следующей. Так, так, так… Что тут у нас? Сколько же веревок!
- Резко нажали и отпустили, - учит Георгий Демченко, руководитель курсов православных звонарей «Кузнецкая звонница».
Ну-с, пробуем. Неуверенно нажимаю - и никакого звука. Следующая веревка. Вот и звон! Хотя назвать это звоном сложно - так, резкий удар язычка по металлу. Не очень приятный звук. Ладно. Просто нажму по очереди на все веревочки.
- Иногда звонарям нужно приложить от семи до двадцати килограммов усилия нажатия, - говорит мой новый учитель.
На самом деле здесь колокола не такие уж и большие, и их всего шесть. Поэтому лично мне нажимать просто, но мои движения все равно какие-то неуверенные.
- Пара занятий, и станете звонарем, - подбадривает Георгий.
Конечно, приятно такое слышать. Но я понимаю, чтобы добиться той воздушности, переливчатости и звонкости, придется много работать. Звонарское искусство оказывается не такое уж и простое.
Фото: музей-заповедник «Томская писаница»
Звучащий как хрусталь, гудящий как труба
На колокольне появляется новый звонарь. Тихо - спокойно - плавно и как-то тягуче… Оказывается, этот музыкальный инструмент может звучать не только громко и ярко. Закрываю глаза и расслабляюсь - теперь даже дыхание медленное и глубокое. Светлая мелодия разливается и постепенно затихает.
Тут же с храма-часовни раздался совсем другой звон: чистый, хрустальный, с разными переливами.
- Кажется, Ульяна Матушкина звонит, - говорит Георгий Демченко.
- Как вы догадались? - спрашиваю.
- Это можно понять по исполнению. Ведь раньше в селах так и было - каждый знал своего звонаря и понимал, что означает звон. В Евангелии есть такой момент: когда пастух зовет, его овцы откликаются на голос. Также и здесь, - делится он.
И правда, инструмент вроде бы один, а все играют по-разному. Смотрю на участников - среди них есть очень юные. Вон в черной рясе стоит совсем молодой парень примерно шестнадцати лет. Высокий, худой, светловолосый. А Ульяне, оказывается, тринадцать лет, она является действующим звонарем. В этом году девочка окончила взрослое отделение звонарских курсов. На фестиваль она приехала со своей семьей, Владимиром и Натальей Матушкиными. Все трое - действующие звонари храма собора Кемеровских святых.
Фото: музей-заповедник «Томская писаница»
- Колокола являются символом церкви и голосом народа. Они передают не только музыку, но и знания. Ведь звон - это своеобразный язык, который несет в себе определенную информацию. Эта мелодия созывает верующих к богослужению, настраивает на службу. А раньше звон указывал дорогу заблудившимся путникам, оповещал о какой-то опасности, - продолжает рассказывать Георгий Демченко.
- А что вы исполняете? - присоединяюсь я к общей беседе.
- В конкретно моем репертуаре есть традиционные звоны - старинные мелодии, которые пришли к нам из семнадцатого века. Есть и те, что исполнены в авторском стиле, адаптированы под конкретную колокольню. Колокольный звон, как и традиционная музыка, может передаваться и с помощью нотных записей, и из уст в уста, - продолжает он.
На разных звонницах каждая мелодия звучит по-разному. Ведь на одной может быть шесть колоколов, а на другой - двадцать шесть. Есть колокола, поющие как хрусталь, есть колокола, гудящие как труба. Звучание зависит от веса, формы и металла, из которого их делают.
Фото: музей-заповедник «Томская писаница»
Фестиваль заканчивается торжественным ансамблем семейства Матушкиных. Они одновременно исполняют хрустальную мелодию. Надо же, и на совсем скромных колокольнях могут сыграть сразу несколько человек. А какая струящаяся мелодия! Томь подхватывает ее и уносит в свои дали…
Лия Гараева true_kpru